История местного самоуправления в России.
Самоуправление на Руси.
Вечевая демократия — наиболее раннее проявление самоуправленческих начал на Руси. Ее развитие происходило в период перерастания родоплеменных объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев — древнерусские общины. Как основообразующие институты раннефеодального общества общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно-судебной самостоятельностью.
Высшими органами управления общины были сходы жителей — вече, на которых решались важнейшие вопросы их жизни: о войне и мире, о приглашении потребных и изгнании неугодных, о принятии законов, избрании должностных лиц и т. д. Каждое вече выполняло строго определенную функцию. Так, наряду с избирательной функцией, вече решало и другие задачи, связанные с обустройством вверенных территорий. Все органы местного самоуправления действовали на основании закона, установленного всенародным вече республики.
Вече республики принадлежало право избрания высших должностных лиц, утверждения и отмены законов, объявления войны и мира, определения размеров налогов с населения, строительства городов, крепостей, церквей. Подобных демократических систем управления не было в то время ни в одном государстве. Местное самоуправление в Царской России В соответствии с Указом Петра I от 10 марта 1702 года в каждом уезде при воеводах формировались дворянские советы (на выборной основе), которые управляли уездом совместно с воеводой.
Более того, воеводы обязаны были согласовывать свою деятельность с этими советами. 1 января 1864 года Александром II утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях.
Избирательная система основывалась на имущественном, в значительной мере — сословном, началах. Избиратели местных органов самоуправления делились на три группы: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Деятельность земских учреждений замыкалась на решении местных хозяйственных дел. Им удалось внести значительный вклад в местное хозяйство. Они сыграли большую роль в поднятии культурного уровня деревни, в распространении грамотности, в доступности медицинского обслуживания, в развитии промышленности и средств связи. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений.
Советская система самоуправления Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, пришедшие к власти в результате известных исторических событий 1917 года, первоначально разрабатывали модель самоуправляемого бесклассового общества нового типа. В частности, предполагалось, что государственное управление народом будет осуществляться непосредственно самим народом. Однако на практике государственная политика приобрела ярко выраженный централизованный характер. В течение всего советского периода местные Советы выступали как звенья единой государственной системы управления.
Негосударственная природа местных Советов отрицалась, а термин «местное самоуправление» применялся исключительно для характеристики организации власти в буржуазных государствах. Серьезные государственные изменения, начавшиеся в СССР после 1985 года, затронули и систему организации местной власти. 9 апреля 1990 года принимается Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и народного хозяйства СССР». Он определил основные направления развития местных органов, принципы их формирования и деятельности как органов местного самоуправления.
Провозглашалось осуществление местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц. Следующим шагом стал Закон 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». Именно на его основе начался процесс реформирования местных органов, создание системы местного самоуправления в России. Свое законодательное закрепление получили такие ключевые принципы местного самоуправления, как самостоятельность и ответственность. 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, ставший составной частью Конституции РФ 1993 года. Принятие Конституции РФ 1993 года стало отправной точкой в формировании демократической системы организации местного самоуправления в России.
Развитие местного самоуправления в России в современный период Конституция 1993 года закрепила ряд основополагающих принципов организации местного самоуправления: - право населения на местное самоуправление; - самостоятельность в решении вопросов местного значения; - обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти; - принцип совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления. Принятие Конституции РФ 1993 года, устанавливающей концептуально новые подходы к организации государственной власти и местного самоуправления, потребовало принятие нового закона о местном самоуправлении.
В результате в 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исходя из конституционного принципа совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления, законы о местном самоуправлении со временем были приняты во всех субъектах РФ. Они отражали особенности, в первую очередь, территориальной организации местного самоуправления каждого региона России.
В дальнейшем была разработана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Принятие этого Закона стало отправной точкой проходящей в настоящее время реформы местного самоуправления. Принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил общие правовые, территориальные, организационные и экономические правила становления местного самоуправления в России.
Для введения в действие всех положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был установлен переходный период до 2009 года.
С 1 января 2009 года переходный период закончился, 131-й Федеральный закон вступил в полную силу.